Свободная теория

Свободная теорияСамая свободная теория непосредственного усмотрения истины, следовательно, всякий интуитивизм, вяжется, таким образом, самым естественным путем с логикой и ее законами; даже намеренный «алогизм» есть одна из форм убеждения и доказательства, как намеренный методизм в познании есть его свободно выбранный путь, от которого человеку предоставлено отказаться, когда он пожелает. Вот почему и Мальбранш мог «видеть» Бога, и тем не менее «доказывать» Его бытие, И его доказательство «из идеи бесконечного», действительно, есть картезианское доказательство, и по методу и по содержанию. Напомню только следующее расруждение Декарта: «Я подразумеваю под словом Бог субстанцию бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую, создавшую и породившую меня и все остальные существующие вещи. Эти преимущества столь велики и возвышены, что чем внимательнее я их рассматриваю, тем менее кажется мне вероятным, что эта идея может вести свое происхождение от меня самого. Следовательно, из всего сказанного мною раньше необходимо заключить, что Бог существует. Ибо, хотя идея субстанции будет находиться во мне потому, что я сам субстанция, все-таки я, существо конечное, не обладал бы идеей субстанции бесконечной, если бы она не была вложена в меня какой-нибудь действительно бесконечной субстанцией. — И я не должен думать, что постигаю бесконечное не при помощи истинной идеи, а только через отрицание того, что конечно, подобно тому как я понимаю покой и мрак через отрицание движения и света. Наоборот, я ясно вижу, что в бесконечной субстанции находится больше реальности, чем в субстанции конечной, и, следовательно, понятие бесконечного в некотором роде первее во мне, чем понятие конечного, т. е. понятие Бога первее понятия меня самого…».

Похожие записи

  • 12.05.2015 Верховное господство «Итак, все содействует в Христианстве тому, чтобы было установлено верховное господство Идеи над душами и над учениями, чтобы в дух было вложено истинно-философское предрасположение и […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Первоначальная интуиция Как видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.