Трансцендентальная философия

Трансцендентальная философияТем не менее это обстоятельство могло остаться в моей работе незамеченным, так как я полемизирую с Наторпом и резко отрицательно отзываюсь о Канте. Но и то и другое одинаково показывают, что я не покидаю позиции трансцендентальной философии, а только отмечаю случаи, когда основатель и продолжатель трансцендентальной философии отступили от этой философии. В самом деле, Канта я осуждаю за то, что он от понятий потребовал Geburtsbrief’a, чтобы проверить их достоинство. Измерение достоинства ценного его происхождением есть дело генетистов — психологистов, и трансцендентальная философия отклоняет это предприятие принципиально. Таким образом, осуждая Канта за требование от понятий Geburtsbriefa, я осудил его за отступление от трансцендентальной философии. — Далее, я полемизирую с Наторпом, видным представителем этой философии. Но к чему сводится эта полемика? Я осуждаю Наторпа за то, что он, доверившись Целлеру и эклектику Гирцелю, стал отрицать наличность противоречий у Демокрита, допуская тем самым, будто, не имея теории знания, возможно создать науку. Как непротиворечивая система знаний, наука невозможна без теории знания — вот смысл моей полемики с Наторпом. Но положение о том, что теория знания является условием науки, есть положение трансцендентальной философии. Таким образом спор с Наторпом у меня ведется во имя положения трансцендентальной философии. В частности я расхожусь с Наторпом в оценке Аристотеля. Наторп полагает, будто Аристотель впал в ошибку психологизма, так как из положения о тожестве и Vov$ он вывел положение об истинности восприятия, между тем положение тожественности и Vovq есть положение психологическое, а положение об истинности восприятия есть положение гносеологическое. В своей работе я указываю, что ошибки психологизма у Аристотеля здесь нет, ибо различие между ФихТ? и Vo0<; есть у Аристотеля различие не психологическое, а метафизическое, так как Vov<; для него есть способность к истине, которая не вмещается в рамки психологии . Таким образом и тут, расходясь с Наторпом, я остаюсь на почве трансцендентальной философии, одна из заслуг которой в том, что она точно определила понятие психологизма, и осуждаю Наторпа лишь за то, что он неправильно применяет понятие психологизма.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Верховное господство «Итак, все содействует в Христианстве тому, чтобы было установлено верховное господство Идеи над душами и над учениями, чтобы в дух было вложено истинно-философское предрасположение и […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Первоначальная интуиция Как видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.