Трансцендентальная философия

Трансцендентальная философияТермин «креационизм», более или менее подходит, хотя и может дать повод: к мысли, что Джоберти — Деист той формы, которая обозначалась именем креационизма; но Эрн, впрочем, и не сделал попытки показать, что Джоберти теист, так что, может быть, он и имел в виду обозначить это родство Джоберти с деизмом; к мысли, что Джоберти заодно с Ансельмом, Фомою, Петром Ломбардским выступал против теорий предсуществования и традуционизма; но опять-таки Эрн не разъяснил, как творятся души по Джоберти, так что и тут его название, может быть, намеренно. — Эрн приглашает «к более подробному рассмотрению двух пунктов мировоззрения Джоберти: его антипсихологизма и креационизма» . Я остановлюсь еще на первом, тем более, что и сам Эрн потом находит, что ему «остается сказать несколько слов о креационизме Джоберти» — этой «исключительной черте» его онтологизма.

Положение, отведенное Эрном Шуппе в этой классификации, более чем сомнительно, но еще сомнительнее, конечно, сама классификация: как же можно противополагать «трансцендентальный» и «логический»? Как будто Коген в Логике не антипсихологист и как будто Гуссерль в Философии не трансценденталист!?. Или Эрн думает, что «трансцендентализм» специально кантовское и новокантианское достояние? Но, не уходя далеко за примерами, он мог бы в тех же Пролегоменах, которые цитирует на следующей странице найти: «Ибо то, что носит это название, есть собственно часть метафизики, тогда как настоящая трансцендентальная философия должна еще вывести возможность метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать» . Ну, так вот, может быть, эта, По Канту, не настоящая трансцендентальная философия и есть самая настоящая?.. И тогда получается то, что никак не согласуется с разделением Эрна: именно потому-то и логика должна быть антипсихологистической, что того требует антипсихологистическая философия. Я — не сторонник трансцендентализма Канта и новокантианцев, но тем более не могу, в интересах историко-философской справедливости, не отметить странных приемов «критики» этого вида трансцендентализма у Эрна. Дав неправильное определение и разъяснение трансцендентального метода, — о чем у нас уже была речь, — Эрн ссылается на Канта : «У Канта можно найти много мест, подтверждающих нашу мысль. Всего определеннее он высказывается в Пролегоменах: “Нам не нужно здесь искать простой возможности таких положений, т. е. спрашивать, возможны ли они. Ибо Есть достаточно таких положений, и притом данных, действительно, с бесспорною достоверностью, и так как наша теперешняя метода должна быть аналитическою, то мы и начнем С признания, что такое синтетическое, но чистое разумное познание действительно существует". Пер. Вл. Соловьева. М., 1905. С. 31—32».

Похожие записи

  • 12.05.2015 Собственная воля Главное же, не следует забывать всего хода рассуждения у Джоберти: признав «творение» существенным для Сущего, он, не умея объяснить это понятие, скрывает его за идеей непознаваемости […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.